Ампир в искусстве и одежде ассоциируется с одним человеком – Наполеоном Бонапартом. Именно во времена правления Наполеона зародился этот стиль. И именно с поражением Наполеона был связан закат ампира в европейском искусстве.


Жак Луи Давид
Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри.
Ампир означает имперский стиль. Наполеон считал, что в его силах возродить Римскую империю, завоевав и объединив всю Европу. И именно стиль Римской империи начинает проявляться во французском искусстве в начале XIX века.
Коринфские колонны, симметрия, мраморные изваяния, в том числе античные боги, — все это присуще стилю ампир. А в Париже есть даже триумфальная арка. Подобно римским императорам, возводившим триумфальные арки в честь своих побед, Наполеон заказывает триумфальную арку в ознаменование побед своей «Великой армии».
Фирмин Массо
Императрица Жозефина
Стиль ампир был широко распространен во Франции в начале девятнадцатого века. Параллельно с ним развивался другой стиль начала 19 века — романтизм. И если во Франции был имперский стиль, то романтизм был присущ искусству Англии и Германии.
Императрица Жозефина, жена Наполеона,
считался законодателем моды в стиле ампир.
Единственной страной, кроме Франции, расширившей стиль ампира в начале XIX века, была Российская империя. И в этом нет ничего странного — Россия тоже претендовала на роль наследницы Римской империи. Есть фраза «Москва — третий Рим». Константинополь, столица Византии, традиционно считается вторым Римом. И именно из Византии когда-то приняла христианство Киевская Русь.
В.Л. Боровиковский
Портрет Лопухина
Стиль ампир в одежде
То же самое и в моде. Мода на стиль ампир в начале 19 века была наиболее распространена во Франции и Российской империи.
Платье в стиле ампир, как и искусство, основывалось на римских традициях. В отличие от предшествующего ампиру платья — классицизма, платье которого в большей степени имитировало платье Древней Греции.
Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет мадемуазель Каролин Ривьер, 1805 г.
Римское влияние на одежду в стиле ампир было особенно заметно в женской одежде. Рубашечное платье, как и римские туники, собиралось в складки, столь популярные в древнегреческой и римской одежде. И, конечно же, завышенная талия, как на римских табличках, которые в Риме носили только замужние женщины.
Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет миссис Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен Бло де Борегар, 1806 г.
Платье в стиле ампир
Платье в стиле ампир представляет собой длинное белое платье с короткими рукавами-фонариками, подчеркивающими плечи, и с завышенной талией, часто подчеркнутой поясом.
До 1809 года женщины еще не носили корсет с платьями в стиле ампир. Корсет вышел из моды сразу после Французской революции в конце 18 века как пережиток аристократической моды. Однако уже в 1809 году в моду вернулись корсеты.
Жан-Огюст Доминик Энгр
Портрет миссис Леблан, 1823 г.
Белое из легкой ткани, часто из шелка, платье в стиле ампир последней моды того времени часто носили мокрым, так что материал обтягивал фигуру и таким образом женский силуэт напоминал белые мраморные колонны древних храмов.
В более холодном климате такая мода стала настоящей модной жертвой. Зимой петербургские барышни подхватывали пневмонию, которая в те времена могла легко их убить.
Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет мадам Девосе, 1807 г.


Но уже в 1810-х годах платья в стиле ампир постепенно адаптировались к европейскому климату. Платья начинают шить из более плотных и дорогих тканей, таких как парча и бархат. Платья больше не были исключительно белыми, а по-прежнему в основном монохромными.
В. Л. Боровиковский
Портрет княгини Долгорукой, 1811 г.
Платья также украшены вышивкой. Также можно найти варианты платьев с длинными рукавами. В 1810-е годы платья в стиле ампир лишились плюмажей, а юбки стали раструбными и не очень широкими.
Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет миссис Маркотт де Сен-Мари, 1826 г.
Поверх платья можно было надеть короткий спенсерский жакет или кашемировый шарф. Как и в древности, большое значение придавалось драпировке. Так что в те времена вместо того, чтобы говорить, что женщина «хорошо одета», можно было сказать, что она «хорошо одета». Входили в моду и русские шубы.
Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет миссис Турнон, 1812 г.
Длинные перчатки часто носят с платьями в стиле ампир. Нить жемчуга или маленькие бусы на шее.
Что же касается мужского костюма, то с начала 19 века его главной чертой является удобство. Оборки, пышные штаны, напоминающие юбки, напудренные парики остались в прошлом. Моду в 19 веке диктуют уже не аристократы, а представители буржуазии. Это деловые люди, работающие люди и люди, ведущие активный образ жизни.
Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет Филибера Ривьера, 1808 г.
И вот, в начале 19 века на смену чулкам и коротким кюлотам пришли длинные брюки – панталоны до щиколотки. Эти штаны часто носили с подтяжками.
Жан Огюст Доминик, инженер.
Господин де Норвен, 1811–1812 гг.
Мужчины начала 19 века также носили белую рубашку с накрахмаленным воротником, пятнистую жилетку и куртку. Пальто было двубортным до бедер с высоким воротником. Позже комбинезоны были заменены фраками. Фак в девятнадцатом веке был повседневной одеждой. Он может быть разного цвета.
Факус обычно носили со светлыми панталонами и жилеткой более светлого цвета. В начале 19 века мужчины носили прообраз галстука — шарф, который можно было спрятать за жилетку или завязать различными способами, например узлом или бантом.
Жан-Огюст Доминик Энгр
Портрет Эдме Боше, 1811 г.
И, конечно же, многие мужчины в начале 19 века носили военную форму. Ведь не следует забывать, что начало 19 века было временем Наполеона и его войн в Европе. Сам Наполеон тоже предпочитал носить военную форму, в которой он изображался на парадных портретах.
Поль Деларош
Портрет Наполеона Бонапарта
Мода в стиле ампир также оказала большое влияние на современную одежду. По сути, в начале 19 века существовал прообраз современного мужского костюма — пиджак, белая рубашка, брюки и галстук. Если говорить о женских платьях в стиле ампир, сегодня также актуальны платья в стиле ампир – легкие платья рубашечного кроя с завышенной талией. Платья в стиле ампир также очень популярны в свадебной моде.
Кадры из фильма «Война и мир» 1967 года.
И это не удивительно. Такие платья подходят многим. Ведь платья в стиле ампир способны скрыть многие недостатки фигуры – например, оптически приподнять вас или скрыть лишние килограммы.

