1 = 88.88 1 = 97.65

Границы самовыражения: как позволить ученикам быть самими собой, но не превратить школу в цирк

Студенты возмущаются, что им указывают, что носить и как выглядеть, а администрация выступает за строгое отношение к внешнему виду детей. «Педагогический совет решил выяснить, действительно ли школьная форма дисциплинирует и за что борются ученики. Узнаем вместе с Альфией Мячиной, психологом, педагогом, организатором школ полевой психологии для подростков.

Покупайте туры онлайн, пока они не закончились! Успейте поймать самую низкую цену!
10 часов назад
Найден главный враг псориаза!  Я вылечил псориаз за 2 недели❗️ Это работает!
8 часов назад

Выделить и уравнять

Школьная форма всегда выполняла две функции – различающую и уравнивающую.

Первая форма появилась почти 200 лет назад во времена правления Николая I, она отличала учащихся средних классов от других подростков. Им гордились, его носили везде: в школе, на улице и на отдыхе.


Ученики гимназии в Красноярске, вторая половина XIX века Источник: Wikimedia

После революции 1917 года все стали равными, и характерные мундиры стали не нужны, да и средств на их покупку у родителей не было.


Школьники СССР, 1940-е годы Источник: Wikimedia

Универсальная форма была введена после войны. Во всех подразделениях государственного управления — министерствах, госслужбе, Госбанке введен строгий дресс-код. В конце 1940-х годов была введена и форма для студентов. Девушкам — коричневые платья с черными фартуками в будни, а белые — в праздники. Для мальчиков — сначала спортивные куртки, а чуть позже — куртки и штаны. Одежда должна была уравнять правила игры, ведь никто в СССР не должен был выделяться.


Школьные героини в фильме «Первый класс», 1948 год.

После распада Советского Союза была отменена обязательная школьная форма. Дети имели свободу и хотели выделиться новой модной одеждой, необычными прическами и броским макияжем. Для многих родителей в период перестройки это было испытанием: нет работы, задолженность по зарплате – они не могли себе позволить одевать своих детей на уровне более обеспеченных семей. Социальное неравенство стало причиной конфликтов среди студентов.


Школьные герои из сериала Простые истины, 1999-2003 гг.

С 1 сентября 2013 года школьная форма должна была вернуться в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации». Однако он не будет единым для всех: каждая школа вместе с учащимися и их родителями примет свой вариант.

По мнению властей, школьная форма, с одной стороны, компенсирует социальное неравенство детей, а с другой – отличает учеников разных средних школ и школ.

В соответствии с Законом об образовании школа имеет право требовать от учащихся ношения школьной формы. В случае нарушения администрация может объявить выговор, выговор или даже отчислить. На этом ее полномочия заканчиваются.

Даже если ребенок приходит в джинсах и футболке, учителя обязаны пускать его на уроки.

Простатит? Нет эрекции? Всего 1 курс – и вы навсегда забудете о простатите!
9 часов назад
Простатит? Нет эрекции? Всего 1 курс – и вы навсегда забудете о простатите!
8 часов назад

Однако на практике это не всегда соблюдается. Сотрудники школы стараются регулировать не только одежду, но и внешний вид ребенка. Было даже кое-что по этому поводу, но все решения принимались в пользу учеников: такие требования ограничивают свободу самовыражения ребенка и не способствуют созданию среды, уважающей человеческое достоинство.

Ученики против

Самовыражение – естественная потребность каждого человека. Стремление «быть другим» особенно выражено у подростков. Они ищут себя, свой стиль – это естественный процесс взросления.

Именно поэтому появляются серьги, неестественно окрашенные волосы, множество аксессуаров и яркий макияж. Требование учителей смывать макияж, подстригать ногти и красить волосы противозаконны — в Законе об образовании ничего не сказано ни о цвете волос, ни о длине ногтей.

Некоторые учителя подсознательно предвзято относятся к воспитанникам с кричащей внешностью: они обращают внимание не на знания, а на серьгу в носу, крашеные волосы.

«В подростковом возрасте обостряется чувство справедливости. Если учителя ходят в школу с крашеными волосами, кроме формы и макияжа, то почему этого не могут делать дети? Эти двойные стандарты очень раздражают подростков, как и всех нормальных людей. », — комментирует Альфия Мячина. — Подростковый возраст — это время бунта, а детям по своей природе нужно с кем-то бороться и защищать свою территорию. Бывает, что взрослые ведут себя по отношению к детям авторитарно, грубо и унижающе — это дает еще больше поводов для войны. В результате естественное стремление к бунту сталкивается с устаревшими требованиями школы. И подростки начинают нарушать правила».

Форма и дисциплина

Почему учителя так строги со своими учениками? Сторонники униформы считают, что униформа дисциплинирует студентов, повышает их моральный дух и успеваемость.

Но наука этого не подтверждает. В 2006–2007 годах в США был проведен эксперимент: действительно ли форма влияет на дисциплину и успеваемость учащихся? Участвовали две группы 11-14-летних: одни были одеты в школьную форму, другие были одеты свободно. Было обнаружено, что дисциплина и производительность были более или менее на одном уровне в обеих группах.

Альфия Мячина тоже не видит прямой связи между дисциплиной и строгой одеждой:

«Я не считаю униформу дисциплиной. Чтобы дисциплина существовала, нужны здоровые ценности, четкие границы: когда мы можем объяснять детям правила, а не отвергать их пустым предложением «потому что так и должно быть».

Эту точку зрения разделяет Татьяна Есина, директор школы «Феникс» в Москве:

«Я не хочу формы в нашей школе. Я против единообразия. И доводы, что это красиво и удобно и что не надо думать, что одеть ребенку, — это доводы родителей, а не детей. Ребенок хорошо себя чувствует в одежде, которая ему нравится и которую он выбрал сам.

В то же время для поддержания дисциплины Феникс установил четкие требования к одежде, которые записаны на бумаге и согласованы с детьми. Например, рваные джинсы или шорты не допускаются. Если кто-то нарушает правила, он идет домой переодеваться. Дреды и окрашенные волосы не запрещены. Три года назад в школе появились бомберы или худи с логотипом школы.


Ученики частной школы Феникс

«Цвета, дизайн, модели — все выбирали сами дети. В школу бомбер носить не обязательно. Никто строго не спросит: «Почему нет формы?» — получается, в худшем случае, формы нет, но есть целеустремленность в школе, — говорит Татьяна.

Получается, что если детям нравится проводить время в школе, им нравится чувствовать себя частью этого сообщества, они с удовольствием будут носить форму. Однако если ребенок плохо себя чувствует в школе, все, что с этим связано, будет его раздражать.

Если вам понравился материал «Педагогика», подпишитесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе новостей раньше других.

АЛКОГОЛЬ убивает тебя или близких? НАЧНИ 2023 год без зависимости и бесплатно!
10 часов назад
Найден главный враг псориаза!  Я вылечил псориаз за 2 недели❗️ Это работает!
6 часов назад

Границы самовыражения: как позволить ученикам быть самими собой, но не превратить школу в цирк

Студенты возмущаются, что им указывают, что носить и как выглядеть, а администрация выступает за строгое отношение к внешнему виду детей. «Педагогический совет решил выяснить, действительно ли школьная форма дисциплинирует и за что борются ученики. Узнаем вместе с Альфией Мячиной, психологом, педагогом, организатором школ полевой психологии для подростков.

В плену ее желаний !!! Не забываемые ощущения !!! УСПЕЙ ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ ПО ПРОМО-ЦЕНЕ СО СКИДКОЙ!
7 часов назад
В плену ее желаний !!! Не забываемые ощущения !!! УСПЕЙ ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ ПО ПРОМО-ЦЕНЕ СО СКИДКОЙ!
8 часов назад

Выделить и уравнять

Школьная форма всегда выполняла две функции – различающую и уравнивающую.

Первая форма появилась почти 200 лет назад во времена правления Николая I, она отличала учащихся средних классов от других подростков. Им гордились, его носили везде: в школе, на улице и на отдыхе.


Ученики гимназии в Красноярске, вторая половина XIX века Источник: Wikimedia

После революции 1917 года все стали равными, и характерные мундиры стали не нужны, да и средств на их покупку у родителей не было.


Школьники СССР, 1940-е годы Источник: Wikimedia

Универсальная форма была введена после войны. Во всех подразделениях государственного управления — министерствах, госслужбе, Госбанке введен строгий дресс-код. В конце 1940-х годов была введена и форма для студентов. Девушкам — коричневые платья с черными фартуками в будни, а белые — в праздники. Для мальчиков — сначала спортивные куртки, а чуть позже — куртки и штаны. Одежда должна была уравнять правила игры, ведь никто в СССР не должен был выделяться.


Школьные героини в фильме «Первый класс», 1948 год.

После распада Советского Союза была отменена обязательная школьная форма. Дети имели свободу и хотели выделиться новой модной одеждой, необычными прическами и броским макияжем. Для многих родителей в период перестройки это было испытанием: нет работы, задолженность по зарплате – они не могли себе позволить одевать своих детей на уровне более обеспеченных семей. Социальное неравенство стало причиной конфликтов среди студентов.


Школьные герои из сериала Простые истины, 1999-2003 гг.

С 1 сентября 2013 года школьная форма должна была вернуться в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации». Однако он не будет единым для всех: каждая школа вместе с учащимися и их родителями примет свой вариант.

По мнению властей, школьная форма, с одной стороны, компенсирует социальное неравенство детей, а с другой – отличает учеников разных средних школ и школ.

В соответствии с Законом об образовании школа имеет право требовать от учащихся ношения школьной формы. В случае нарушения администрация может объявить выговор, выговор или даже отчислить. На этом ее полномочия заканчиваются.

Даже если ребенок приходит в джинсах и футболке, учителя обязаны пускать его на уроки.

+5см Удивляй размером. Будь неподражаем. Без операции. Без боли. Без упражнений.❤️
8 часов назад
БОЛЬШАЯ распродажа новой коллекции!!! АКЦИЯ!!! 790 руб за второй костюм! СКИДКИ ДО 50%
7 часов назад

Однако на практике это не всегда соблюдается. Сотрудники школы стараются регулировать не только одежду, но и внешний вид ребенка. Было даже кое-что по этому поводу, но все решения принимались в пользу учеников: такие требования ограничивают свободу самовыражения ребенка и не способствуют созданию среды, уважающей человеческое достоинство.

Ученики против

Самовыражение – естественная потребность каждого человека. Стремление «быть другим» особенно выражено у подростков. Они ищут себя, свой стиль – это естественный процесс взросления.

Именно поэтому появляются серьги, неестественно окрашенные волосы, множество аксессуаров и яркий макияж. Требование учителей смывать макияж, подстригать ногти и красить волосы противозаконны — в Законе об образовании ничего не сказано ни о цвете волос, ни о длине ногтей.

Некоторые учителя подсознательно предвзято относятся к воспитанникам с кричащей внешностью: они обращают внимание не на знания, а на серьгу в носу, крашеные волосы.

«В подростковом возрасте обостряется чувство справедливости. Если учителя ходят в школу с крашеными волосами, кроме формы и макияжа, то почему этого не могут делать дети? Эти двойные стандарты очень раздражают подростков, как и всех нормальных людей. », — комментирует Альфия Мячина. — Подростковый возраст — это время бунта, а детям по своей природе нужно с кем-то бороться и защищать свою территорию. Бывает, что взрослые ведут себя по отношению к детям авторитарно, грубо и унижающе — это дает еще больше поводов для войны. В результате естественное стремление к бунту сталкивается с устаревшими требованиями школы. И подростки начинают нарушать правила».

Форма и дисциплина

Почему учителя так строги со своими учениками? Сторонники униформы считают, что униформа дисциплинирует студентов, повышает их моральный дух и успеваемость.

Но наука этого не подтверждает. В 2006–2007 годах в США был проведен эксперимент: действительно ли форма влияет на дисциплину и успеваемость учащихся? Участвовали две группы 11-14-летних: одни были одеты в школьную форму, другие были одеты свободно. Было обнаружено, что дисциплина и производительность были более или менее на одном уровне в обеих группах.

Альфия Мячина тоже не видит прямой связи между дисциплиной и строгой одеждой:

«Я не считаю униформу дисциплиной. Чтобы дисциплина существовала, нужны здоровые ценности, четкие границы: когда мы можем объяснять детям правила, а не отвергать их пустым предложением «потому что так и должно быть».

Эту точку зрения разделяет Татьяна Есина, директор школы «Феникс» в Москве:

«Я не хочу формы в нашей школе. Я против единообразия. И доводы, что это красиво и удобно и что не надо думать, что одеть ребенку, — это доводы родителей, а не детей. Ребенок хорошо себя чувствует в одежде, которая ему нравится и которую он выбрал сам.

В то же время для поддержания дисциплины Феникс установил четкие требования к одежде, которые записаны на бумаге и согласованы с детьми. Например, рваные джинсы или шорты не допускаются. Если кто-то нарушает правила, он идет домой переодеваться. Дреды и окрашенные волосы не запрещены. Три года назад в школе появились бомберы или худи с логотипом школы.


Ученики частной школы Феникс

«Цвета, дизайн, модели — все выбирали сами дети. В школу бомбер носить не обязательно. Никто строго не спросит: «Почему нет формы?» — получается, в худшем случае, формы нет, но есть целеустремленность в школе, — говорит Татьяна.

Получается, что если детям нравится проводить время в школе, им нравится чувствовать себя частью этого сообщества, они с удовольствием будут носить форму. Однако если ребенок плохо себя чувствует в школе, все, что с этим связано, будет его раздражать.

Если вам понравился материал «Педагогика», подпишитесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе новостей раньше других.

Болят суставы ? Есть решение за 7 дней!
9 часов назад
Лучшая карта для любителей путешествий! Копите мили совершая покупки с картой Alfa Travel!
7 часов назад

Читайте также