Границы самовыражения: как позволить ученикам быть самими собой, но не превратить школу в цирк
Студенты возмущаются, что им указывают, что носить и как выглядеть, а администрация выступает за строгое отношение к внешнему виду детей. «Педагогический совет решил выяснить, действительно ли школьная форма дисциплинирует и за что борются ученики. Узнаем вместе с Альфией Мячиной, психологом, педагогом, организатором школ полевой психологии для подростков.
Школьная форма всегда выполняла две функции – различающую и уравнивающую.
Первая форма появилась почти 200 лет назад во времена правления Николая I, она отличала учащихся средних классов от других подростков. Им гордились, его носили везде: в школе, на улице и на отдыхе.
Ученики гимназии в Красноярске, вторая половина XIX века Источник: Wikimedia
После революции 1917 года все стали равными, и характерные мундиры стали не нужны, да и средств на их покупку у родителей не было.
Школьники СССР, 1940-е годы Источник: Wikimedia
Универсальная форма была введена после войны. Во всех подразделениях государственного управления — министерствах, госслужбе, Госбанке введен строгий дресс-код. В конце 1940-х годов была введена и форма для студентов. Девушкам — коричневые платья с черными фартуками в будни, а белые — в праздники. Для мальчиков — сначала спортивные куртки, а чуть позже — куртки и штаны. Одежда должна была уравнять правила игры, ведь никто в СССР не должен был выделяться.
Школьные героини в фильме «Первый класс», 1948 год.
После распада Советского Союза была отменена обязательная школьная форма. Дети имели свободу и хотели выделиться новой модной одеждой, необычными прическами и броским макияжем. Для многих родителей в период перестройки это было испытанием: нет работы, задолженность по зарплате – они не могли себе позволить одевать своих детей на уровне более обеспеченных семей. Социальное неравенство стало причиной конфликтов среди студентов.
Школьные герои из сериала Простые истины, 1999-2003 гг.
С 1 сентября 2013 года школьная форма должна была вернуться в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации». Однако он не будет единым для всех: каждая школа вместе с учащимися и их родителями примет свой вариант.
По мнению властей, школьная форма, с одной стороны, компенсирует социальное неравенство детей, а с другой – отличает учеников разных средних школ и школ.
В соответствии с Законом об образовании школа имеет право требовать от учащихся ношения школьной формы. В случае нарушения администрация может объявить выговор, выговор или даже отчислить. На этом ее полномочия заканчиваются.
Даже если ребенок приходит в джинсах и футболке, учителя обязаны пускать его на уроки.
Однако на практике это не всегда соблюдается. Сотрудники школы стараются регулировать не только одежду, но и внешний вид ребенка. Было даже кое-что по этому поводу, но все решения принимались в пользу учеников: такие требования ограничивают свободу самовыражения ребенка и не способствуют созданию среды, уважающей человеческое достоинство.
Ученики против
Самовыражение – естественная потребность каждого человека. Стремление «быть другим» особенно выражено у подростков. Они ищут себя, свой стиль – это естественный процесс взросления.
Именно поэтому появляются серьги, неестественно окрашенные волосы, множество аксессуаров и яркий макияж. Требование учителей смывать макияж, подстригать ногти и красить волосы противозаконны — в Законе об образовании ничего не сказано ни о цвете волос, ни о длине ногтей.
Некоторые учителя подсознательно предвзято относятся к воспитанникам с кричащей внешностью: они обращают внимание не на знания, а на серьгу в носу, крашеные волосы.
«В подростковом возрасте обостряется чувство справедливости. Если учителя ходят в школу с крашеными волосами, кроме формы и макияжа, то почему этого не могут делать дети? Эти двойные стандарты очень раздражают подростков, как и всех нормальных людей. », — комментирует Альфия Мячина. — Подростковый возраст — это время бунта, а детям по своей природе нужно с кем-то бороться и защищать свою территорию. Бывает, что взрослые ведут себя по отношению к детям авторитарно, грубо и унижающе — это дает еще больше поводов для войны. В результате естественное стремление к бунту сталкивается с устаревшими требованиями школы. И подростки начинают нарушать правила».
Форма и дисциплина
Почему учителя так строги со своими учениками? Сторонники униформы считают, что униформа дисциплинирует студентов, повышает их моральный дух и успеваемость.
Но наука этого не подтверждает. В 2006–2007 годах в США был проведен эксперимент: действительно ли форма влияет на дисциплину и успеваемость учащихся? Участвовали две группы 11-14-летних: одни были одеты в школьную форму, другие были одеты свободно. Было обнаружено, что дисциплина и производительность были более или менее на одном уровне в обеих группах.
Альфия Мячина тоже не видит прямой связи между дисциплиной и строгой одеждой:
«Я не считаю униформу дисциплиной. Чтобы дисциплина существовала, нужны здоровые ценности, четкие границы: когда мы можем объяснять детям правила, а не отвергать их пустым предложением «потому что так и должно быть».
Эту точку зрения разделяет Татьяна Есина, директор школы «Феникс» в Москве:
«Я не хочу формы в нашей школе. Я против единообразия. И доводы, что это красиво и удобно и что не надо думать, что одеть ребенку, — это доводы родителей, а не детей. Ребенок хорошо себя чувствует в одежде, которая ему нравится и которую он выбрал сам.
В то же время для поддержания дисциплины Феникс установил четкие требования к одежде, которые записаны на бумаге и согласованы с детьми. Например, рваные джинсы или шорты не допускаются. Если кто-то нарушает правила, он идет домой переодеваться. Дреды и окрашенные волосы не запрещены. Три года назад в школе появились бомберы или худи с логотипом школы.
Ученики частной школы Феникс
«Цвета, дизайн, модели — все выбирали сами дети. В школу бомбер носить не обязательно. Никто строго не спросит: «Почему нет формы?» — получается, в худшем случае, формы нет, но есть целеустремленность в школе, — говорит Татьяна.
Получается, что если детям нравится проводить время в школе, им нравится чувствовать себя частью этого сообщества, они с удовольствием будут носить форму. Однако если ребенок плохо себя чувствует в школе, все, что с этим связано, будет его раздражать.
Если вам понравился материал «Педагогика», подпишитесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе новостей раньше других.
Границы самовыражения: как позволить ученикам быть самими собой, но не превратить школу в цирк
Студенты возмущаются, что им указывают, что носить и как выглядеть, а администрация выступает за строгое отношение к внешнему виду детей. «Педагогический совет решил выяснить, действительно ли школьная форма дисциплинирует и за что борются ученики. Узнаем вместе с Альфией Мячиной, психологом, педагогом, организатором школ полевой психологии для подростков.
Школьная форма всегда выполняла две функции – различающую и уравнивающую.
Первая форма появилась почти 200 лет назад во времена правления Николая I, она отличала учащихся средних классов от других подростков. Им гордились, его носили везде: в школе, на улице и на отдыхе.
Ученики гимназии в Красноярске, вторая половина XIX века Источник: Wikimedia
После революции 1917 года все стали равными, и характерные мундиры стали не нужны, да и средств на их покупку у родителей не было.
Школьники СССР, 1940-е годы Источник: Wikimedia
Универсальная форма была введена после войны. Во всех подразделениях государственного управления — министерствах, госслужбе, Госбанке введен строгий дресс-код. В конце 1940-х годов была введена и форма для студентов. Девушкам — коричневые платья с черными фартуками в будни, а белые — в праздники. Для мальчиков — сначала спортивные куртки, а чуть позже — куртки и штаны. Одежда должна была уравнять правила игры, ведь никто в СССР не должен был выделяться.
Школьные героини в фильме «Первый класс», 1948 год.
После распада Советского Союза была отменена обязательная школьная форма. Дети имели свободу и хотели выделиться новой модной одеждой, необычными прическами и броским макияжем. Для многих родителей в период перестройки это было испытанием: нет работы, задолженность по зарплате – они не могли себе позволить одевать своих детей на уровне более обеспеченных семей. Социальное неравенство стало причиной конфликтов среди студентов.
Школьные герои из сериала Простые истины, 1999-2003 гг.
С 1 сентября 2013 года школьная форма должна была вернуться в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации». Однако он не будет единым для всех: каждая школа вместе с учащимися и их родителями примет свой вариант.
По мнению властей, школьная форма, с одной стороны, компенсирует социальное неравенство детей, а с другой – отличает учеников разных средних школ и школ.
В соответствии с Законом об образовании школа имеет право требовать от учащихся ношения школьной формы. В случае нарушения администрация может объявить выговор, выговор или даже отчислить. На этом ее полномочия заканчиваются.
Даже если ребенок приходит в джинсах и футболке, учителя обязаны пускать его на уроки.
Однако на практике это не всегда соблюдается. Сотрудники школы стараются регулировать не только одежду, но и внешний вид ребенка. Было даже кое-что по этому поводу, но все решения принимались в пользу учеников: такие требования ограничивают свободу самовыражения ребенка и не способствуют созданию среды, уважающей человеческое достоинство.
Ученики против
Самовыражение – естественная потребность каждого человека. Стремление «быть другим» особенно выражено у подростков. Они ищут себя, свой стиль – это естественный процесс взросления.
Именно поэтому появляются серьги, неестественно окрашенные волосы, множество аксессуаров и яркий макияж. Требование учителей смывать макияж, подстригать ногти и красить волосы противозаконны — в Законе об образовании ничего не сказано ни о цвете волос, ни о длине ногтей.
Некоторые учителя подсознательно предвзято относятся к воспитанникам с кричащей внешностью: они обращают внимание не на знания, а на серьгу в носу, крашеные волосы.
«В подростковом возрасте обостряется чувство справедливости. Если учителя ходят в школу с крашеными волосами, кроме формы и макияжа, то почему этого не могут делать дети? Эти двойные стандарты очень раздражают подростков, как и всех нормальных людей. », — комментирует Альфия Мячина. — Подростковый возраст — это время бунта, а детям по своей природе нужно с кем-то бороться и защищать свою территорию. Бывает, что взрослые ведут себя по отношению к детям авторитарно, грубо и унижающе — это дает еще больше поводов для войны. В результате естественное стремление к бунту сталкивается с устаревшими требованиями школы. И подростки начинают нарушать правила».
Форма и дисциплина
Почему учителя так строги со своими учениками? Сторонники униформы считают, что униформа дисциплинирует студентов, повышает их моральный дух и успеваемость.
Но наука этого не подтверждает. В 2006–2007 годах в США был проведен эксперимент: действительно ли форма влияет на дисциплину и успеваемость учащихся? Участвовали две группы 11-14-летних: одни были одеты в школьную форму, другие были одеты свободно. Было обнаружено, что дисциплина и производительность были более или менее на одном уровне в обеих группах.
Альфия Мячина тоже не видит прямой связи между дисциплиной и строгой одеждой:
«Я не считаю униформу дисциплиной. Чтобы дисциплина существовала, нужны здоровые ценности, четкие границы: когда мы можем объяснять детям правила, а не отвергать их пустым предложением «потому что так и должно быть».
Эту точку зрения разделяет Татьяна Есина, директор школы «Феникс» в Москве:
«Я не хочу формы в нашей школе. Я против единообразия. И доводы, что это красиво и удобно и что не надо думать, что одеть ребенку, — это доводы родителей, а не детей. Ребенок хорошо себя чувствует в одежде, которая ему нравится и которую он выбрал сам.
В то же время для поддержания дисциплины Феникс установил четкие требования к одежде, которые записаны на бумаге и согласованы с детьми. Например, рваные джинсы или шорты не допускаются. Если кто-то нарушает правила, он идет домой переодеваться. Дреды и окрашенные волосы не запрещены. Три года назад в школе появились бомберы или худи с логотипом школы.
Ученики частной школы Феникс
«Цвета, дизайн, модели — все выбирали сами дети. В школу бомбер носить не обязательно. Никто строго не спросит: «Почему нет формы?» — получается, в худшем случае, формы нет, но есть целеустремленность в школе, — говорит Татьяна.
Получается, что если детям нравится проводить время в школе, им нравится чувствовать себя частью этого сообщества, они с удовольствием будут носить форму. Однако если ребенок плохо себя чувствует в школе, все, что с этим связано, будет его раздражать.
Если вам понравился материал «Педагогика», подпишитесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе новостей раньше других.